программа биеннале сформирована не полностью, возможны дополнения и изменения

Под маской. Сущность современности

Кураторы Юнния Янг, Андрей Мартынов, Сергей Ковалевский

 

Выставка из Тайваньского музея изобразительного искусства. Красноярцы смогут увидеть фотографии лучших современных фотографов Тайваня.

Выставка продолжает тему биеннале «Переговорщики», где участником диалога, промежуточной зоной выступает само искусство, а художники – посредники между культурой и социумом, прошлым и будущим, небом и землей, природой и цивилизацией, человеком и множеством. Фотографии исследуют взаимосвязи повседневной жизни и театральных ритуалов.

 

Текст куратора:

 

«Тайвань, остров с самым красивым пейзажем» – такая похвала за последние несколько лет стала очень распространенной среди туристов со всего мира. Несмотря на то, что главным сувениром, который увозит на память каждый турист, является незабываемая человеческая теплота, все еще существуют культурные нормы и обычаи, понятные только местным. Рассматривая этот мир глубже, чем с позиции обычного культурного туризма, и заимствуя терминологию из драматургии, американский социальный психолог Эрвин Гоффман сравнивает этот мир со сценой.

 

Если говорить более конкретно, то он раскрывает взаимоотношения между театральными традициями и нашим ежедневным существованием. Каждый человек играет несколько общественных ролей, превращая межличностные отношения и социальные взаимодействия в подобие театральных выступлений, как будто его настоящее “я” сокрыто под маской исполняемой роли. Эти социальные роли выражают наши переживания a posteriori, они искусственны, и являются лишь частью наших сценических образов. Мы встречаем международных гостей с щедрым гостеприимством, физическим проявлением искренней теплоты изнутри нас самих.

 

«Авансцена» подразумевает наличие места, где личности могут определять ситуации для зрителей через регулярные выступления, а “закулисье” относится к сокрытому, личному пространству за сценой, где личности могут быть собой, отбросив социальные роли и идентичности. Постоянно перемещаясь между “авансценой” и “закулисьем”, художники выступают в роли тех, кого Гоффман называет “медиаторами”. Медиаторы находят новые способы раскрывать секреты “закулисья” через обманчивый фасад “авансцены”. Невинная радость, принесенная уверенностью в себе, нашла свое первое смутное выражение в ранней документальной фотографии, в то время когда Тайвань еще был неразвитой страной.

 

Несмотря на нищету, тайваньцы в то время вели богатую духовную жизнь с множеством межличностных связей. Тайвань пережил быструю индустриализацию, сохранял крайне высокие показатели роста, и совершил больше успехи в модернизации во второй половине XX века, заслужив место среди Четырех азиатских тигров. Сопутствующие этому богатство и комфорт резко изменили наши общественные ценности: эффективность стала главным приоритетом, а материальные нужды перевесили духовные.

 

Как следствие, люди стали отдаляться друг от друга. Сверх того, оковы военного положения всегда были источником социальной напряженности, которая подчеркивает это бремя нашего существования. Мы понимаем, что, если присмотреться, современность  в нашей пьесе – злодей, который заставляет нас уйти от невинной, нетронутой природы и незамысловатого образа жизни. Корпорации и синдикаты всех мастей вступают в сговор со СМИ, подпитывая жажду потребления и насаждая гедонистические ценности. Современность – не более чем ароматная роза с шипами. Она выглядит соблазнительно, но соприкоснование с ней чревато болью. В этой метафоре содержится непередаваемая агония и чувство опустошения, скрытые под маской приятной и беззаботной современной жизни.

 

Выставка «Под Маской: Сущность Cовременности» включает 48 отобранных работ (всего 95 изображений) от 35 художников, предоставляя посетителям из Сибири – региона, очень далекого от Тайваня – увидеть своими глазами модернизацию Тайваня с самых ранних, невинных, лет, стать свидетелями изменений его природного и человеческого пейзажа и его борьбы за свою идентичность в водовороте мировой политики, беспорядков и освобождения от закона военного времени и храбрости, которая помогла ему побороть стихию и представить себя перед вами. Эти современные художники не только включают новые термины в традиционные культуры, но и используют различные техники и концепции, чтобы пробиться сквозь обманчивый фасад.